программа рудюк

МДОУ «Туркинский детский сад «Теремок»»

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДАЮ

Педагогическим советом № 1
протокол №1 от 30.08.2023

Заведующий МДОУ Туркинский
детский сад «Теремок»
___________ В.В.Каурова
Приказ от 30.08.2023г. № 11

Рабочая программа воспитателя
второй группы раннего возраста (2-3 года)

Воспитатель: Рудюк
Ирина Алексеевна

2023-2024 уч.год

Содержание
I. Базовая часть
Планируемые результаты освоения Программы

3

Содержание работы по образовательным областям
Социально-коммуникативное развитие

4

Познавательное развитие

6

Речевое развитие

8

Художественно-эстетическое развитие

10

Физическое развитие

17

II. Часть, формируемая участниками ОО

21

Список методической литературы
Нормативное сопровождение

25
26

2

Рабочая программа воспитателя второй группы раннего возраста (2-3 года)
ФИО воспитателей:
_________
Рудюк Ирина Алексеевна_________________________________
ФИО специалистов:
Музыкальный руководитель: __Кравченко Александра Андреевна______________________________

Базовая часть ОП:
Планируемые результаты:













у ребёнка развита крупная моторика, он активно использует освоенные ранее движения, начинает осваивать бег, прыжки, повторяет за
взрослым простые имитационные упражнения, понимает указания взрослого, выполняет движения по зрительному и звуковому ориентирам;
с желанием играет в подвижные игры;
ребёнок демонстрирует элементарные культурно-гигиенические навыки, владеет простейшими навыками самообслуживания (одевание,
раздевание, самостоятельно ест и тому подобное);
ребёнок стремится к общению со взрослыми, реагирует на их настроение; ребёнок проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их
действиями и подражает им; играет рядом;
ребёнок понимает и выполняет простые поручения взрослого; ребёнок стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом
поведении;
ребёнок способен направлять свои действия на достижение простой, самостоятельно поставленной цели; знает, с помощью каких средств и в
какой последовательности продвигаться к цели;
ребёнок владеет активной речью, использует в общении разные части речи, простые предложения из 4-х слов и более, включенные в
общение; может обращаться с вопросами и просьбами;
ребёнок проявляет интерес к стихам, сказкам, повторяет отдельные слова и фразы за взрослым;
ребёнок рассматривает картинки, показывает и называет предметы, изображенные на них;
ребёнок различает и называет основные цвета, формы предметов, ориентируется в основных пространственных и временных отношениях;
ребёнок осуществляет поисковые и обследовательские действия; ребёнок знает основные особенности внешнего облика человека, его
деятельности; свое имя, имена близких; демонстрирует первоначальные представления о населенном пункте, в котором живет (город, село и
так далее);
ребёнок имеет представления об объектах живой и неживой природы ближайшего окружения и их особенностях, проявляет положительное
отношение и интерес к взаимодействию с природой, наблюдает за явлениями природы, старается не причинять вред живым объектам;
3







ребёнок с удовольствием слушает музыку, подпевает, выполняет простые танцевальные движения;
ребёнок эмоционально откликается на красоту природы и произведения искусства;
ребёнок осваивает основы изобразительной деятельности (лепка, рисование) и конструирования: может выполнять уже довольно сложные
постройки (гараж, дорогу к нему, забор) и играть с ними; рисует дорожки, дождик, шарики; лепит палочки, колечки, лепешки;
ребёнок активно действует с окружающими его предметами, знает названия, свойства и назначение многих предметов, находящихся в его
повседневном обиходе;
ребёнок в играх отображает действия окружающих («готовит обед», «ухаживает за больным» и другое), воспроизводит не только их
последовательность и взаимосвязь, но и социальные отношения (ласково обращается с куклой, делает ей замечания), заранее определяет цель
(«Я буду лечить куклу»).

Содержание работы по образовательным областям:
Образовательная
область
Социальнокоммуникативное
развитие

Задачи

Содержание

• поддерживать эмоционально-положительное
состояние детей в период адаптации к ДОО;
• развивать игровой опыт ребёнка, помогая
детям отражать в игре представления об
окружающей действительности;
• поддерживать доброжелательные
взаимоотношения детей, развивать
эмоциональную отзывчивость в ходе
привлечения к конкретным действиям помощи,
заботы, участия;
• формировать элементарные представления о
людях (взрослые, дети), их внешнем виде,
действиях, одежде, о некоторых ярко
выраженных эмоциональных состояниях
(радость, грусть), о семье и ДОО;
• формировать первичные представления
ребёнка о себе, о своем возрасте, поле, о
родителях (законных представителях) и
близких членах семьи.

• Педагог поддерживает желание детей познакомиться со сверстником,
узнать его имя, используя приемы поощрения и одобрения. Оказывает
помощь детям в определении особенностей внешнего вида мальчиков и
девочек, их одежды, причесок, предпочитаемых игрушек, задает детям
вопросы уточняющего или проблемного характера, объясняет
отличительные признаки взрослых и детей, используя наглядный материал
и повседневные жизненные ситуации. Показывает и называет ребёнку
основные части тела и лица человека, его действия. Поддерживает желание
ребёнка называть и различать основные действия взрослых.
• Педагог знакомит детей с основными эмоциями и чувствами человека,
обозначает их словом, демонстрирует их проявление мимикой, жестами,
интонацией голоса. Предлагает детям повторить слова, обозначающие
эмоциональное состояние человека, предлагает детям задания, помогающие
закрепить представление об эмоциях, в том числе их узнавание на
картинках.
• Педагог рассматривает вместе с детьми картинки с изображением семьи:
детей, родителей (законных представителей). Поощряет стремление детей
узнавать членов семьи, называть их, рассказывает детям о том, как члены
семьи могут заботиться друг о друге.
• Педагог поддерживает желание детей познавать пространство своей
4

группы, узнавать вход в группу, её расположение на этаже, педагогов,
которые работают с детьми. Рассматривает с детьми пространство группы,
назначение каждого помещения, его наполнение, помогает детям
ориентироваться в пространстве группы.
• Педагог поддерживает стремление детей выполнять элементарные
правила поведения («можно», «нельзя»). Личным показом демонстрирует
правила общения: здоровается, прощается, говорит «спасибо»,
«пожалуйста», напоминает детям о важности использования данных слов в
процессе общения со взрослыми и сверстниками, поощряет инициативу и
самостоятельность ребёнка при использовании «вежливых слов».
• Педагог использует приемы общения, позволяющие детям проявлять
внимание к его словам и указаниям, поддерживает желание ребёнка
выполнять указания взрослого, действовать по его примеру и показу.
• Педагог организует детей на участие в подвижных, музыкальных,
сюжетных и хороводных играх, поощряет их активность и инициативность
в ходе участия в играх.
• Педагог формирует представление детей о простых предметах своей
одежды, обозначает словами каждый предмет одежды, рассказывает детям
о назначении предметов одежды, способах их использования (надевание
колготок, футболок и тому подобное).
Решение совокупных задач воспитания в рамках образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»
направлено на приобщение детей к ценностям «Родина», «Природа», «Семья», «Человек», «Жизнь», «Милосердие»,
«Добро», «Дружба», «Сотрудничество», «Труд».
Это предполагает решение задач нескольких направлений воспитания:
• воспитание уважения к своей семье, своему населенному пункту, родному краю, своей стране;
• воспитание уважительного отношения к другим людям - детям и взрослым (родителям (законным представителям),
педагогам, соседям и другим), вне зависимости от их этнической и национальной принадлежности;
• воспитание ценностного отношения к культурному наследию своего народа, к нравственным и культурным традициям
России;
• содействие становлению целостной картины мира, основанной на представлениях о добре и зле, красоте и уродстве, правде
и лжи;
• воспитание социальных чувств и навыков: способности к сопереживанию, общительности, дружелюбия, сотрудничества,
умения соблюдать правила, активной личностной позиции;
• создание условий для возникновения у ребёнка нравственного, социально значимого поступка, приобретения ребёнком
опыта милосердия и заботы;
5

Познавательное
развитие

• поддержка трудового усилия, привычки к доступному дошкольнику напряжению физических, умственных и нравственных
сил для решения трудовой задачи;
• формирование способности бережно и уважительно относиться к результатам своего труда и труда других людей.
1)
развивать разные виды восприятия: 1) Сенсорные эталоны и познавательные действия:
зрительного,
слухового,
осязательного, • педагог демонстрирует детям и включает их в деятельность на сравнение
вкусового, обонятельного;
предметов и определение их сходства-различия, на подбор и группировку
2)
развивать
наглядно-действенное по заданному образцу (по цвету, форме, величине). Побуждает и поощряет
мышление в процессе решения познавательных освоение простейших действий, основанных на перестановке предметов,
практических задач;
изменении способа их расположения, количества; на действия переливания,
3)
совершенствовать
обследовательские пересыпания. Проводит игры- занятия с использованием предметов-орудий:
действия: выделение цвета, формы, величины сачков, черпачков для выуживания из специальных емкостей с водой или
как особых признаков предметов, поощрять без воды шариков, плавающих игрушек, палочек со свисающим на веревке
сравнение предметов между собой по этим магнитом для «ловли» на нее небольших предметов. Организует действия с
признакам и количеству, использовать один игрушками, имитирующими орудия труда (заколачивание молоточком
предмет в качестве образца, подбирая пары, втулочек в верстачок, сборка каталок с помощью деревянных или
группы;
пластмассовых винтов) и тому подобное, создает ситуации для
4)
формировать у детей простейшие использования детьми предметов-орудий в самостоятельной игровой и
представления о геометрических фигурах, бытовой деятельности с целью решения практических задач;
величине и количестве предметов на основе • педагог поощряет действия детей с предметами, при ориентации на 2-3
чувственного познания;
свойства одновременно; собирание одноцветных, а затем и разноцветных
5)
развивать
первоначальные пирамидок из 4-5 и более колец, располагая их по убывающей величине;
представления о себе и близких людях, различных по форме и цвету башенок из 2-3 геометрических формэмоционально-положительное отношение к вкладышей; разбирание и собирание трехместной матрешки с совмещением
членам семьи и людям ближайшего окружения, рисунка на её частях, закрепляя понимание детьми слов, обозначающих
о деятельности взрослых;
различный размер предметов, их цвет и форму. В ходе проведения с детьми
6)
расширять представления о населенном дидактических упражнений и игр-занятий формирует обобщенные способы
пункте, в котором живет ребёнок, его обследования формы предметов - ощупывание, рассматривание, сравнение,
достопримечательностях,
эмоционально сопоставление; продолжает поощрять появление настойчивости в
откликаться на праздничное убранство дома, достижении результата познавательных действий.
ДОО;
2)
Математические представления:
7)
организовывать
взаимодействие
и педагог подводит детей к освоению простейших умений в различении
знакомить с животными и растениями формы окружающих предметов, используя предэталоные представления о
ближайшего окружения, их названиями, шаре, кубе, круге, квадрате; подборе предметов и геометрических фигур по
строением и отличительными особенностями, образцу, различению и сравниванию предметов по величине, выбору среди
некоторыми объектами неживой природы;
двух предметов при условии резких различий: большой и маленький,
6

8)
развивать способность наблюдать за длинный и короткий, высокий и низкий. Поддерживает интерес детей к
явлениями природы, воспитывать бережное количественной стороне различных групп предметов (много и много, много
отношение к животным и растениям.
и мало, много и один) предметов.
3)
Окружающий мир:
педагог расширяет представления детей об окружающем мире, знакомит их
с явлениями общественной жизни, с деятельностью взрослых (повар варит
кашу, шофер водит машину, доктор лечит); развивает представления о себе
(о своем имени, именах близких родственников), о внешнем облике
человека, о его физических особенностях (у каждого есть голова, руки,
ноги, лицо; на лице - глаза, нос, рот и так далее); о его физических и
эмоциональных состояниях (проголодался - насытился, устал - отдохнул;
намочил - вытер; заплакал - засмеялся и так далее); о деятельности близких
ребёнку людей («Мама моет пол»; «Бабушка вяжет носочки»; «Сестра
рисует»; «Дедушка читает газету»; «Брат строит гараж»; «Папа работает за
компьютером» и тому подобное); о предметах, действиях с ними и их
назначении: предметы домашнего обихода (посуда, мебель, одежда),
игрушки, орудия труда (веник, метла, лопата, ведро, лейка и так далее).
4) Природа:
в процессе ознакомления с природой педагог организует взаимодействие и
направляет внимание детей на объекты живой и неживой природы, явления
природы, которые доступны для непосредственного восприятия.
Формирует представления о домашних и диких животных и их детенышах
(особенности внешнего вида, части тела, питание, способы передвижения),
о растениях ближайшего окружения (деревья, овощи, фрукты и другие), их
характерных признаках (цвет, строение, поверхность, вкус), привлекает
внимание и поддерживает интерес к объектам неживой природы (солнце,
небо, облака, песок, вода), к некоторым явлениям природы (снег, дождь,
радуга, ветер), поощряет бережное отношение к животным и растениям.
Решение совокупных задач воспитания в рамках образовательной области «Познавательное развитие» направлено на
приобщение детей к ценностям «Человек», «Семья», «Познание», «Родина» и «Природа», что предполагает:
• воспитание отношения к знанию как ценности, понимание значения образования для человека, общества, страны;
• приобщение к отечественным традициям и праздникам, к истории и достижениям родной страны, к культурному наследию
народов России;
• воспитание уважения к людям - представителям разных народов России независимо от их этнической принадлежности;
• воспитание уважительного отношения к государственным символам страны (флагу, гербу, гимну);
7

• воспитание бережного и ответственного отношения к природе родного края, родной страны, приобретение первого опыта
действий по сохранению природы.
Речевое развитие

1) Формирование словаря:
развивать понимание речи и активизировать педагог развивает понимание речи и активизирует словарь, формирует
словарь. Формировать у детей умение по умение по словесному указанию находить предметы по цвету, размеру
словесному указанию педагога находить («Принеси красный кубик»), различать их местоположение, имитировать
предметы, различать их местоположение, действия людей и движения животных; активизирует словарь детей:
имитировать действия людей и движения существительными, обозначающими названия транспортных средств,
животных.
Обогащать
словарь
детей частей автомобиля, растений, фруктов, овощей, домашних животных и их
существительными,
глаголами, детенышей; глаголами, обозначающими трудовые действия (мыть, стирать),
прилагательными, наречиями и формировать взаимоотношения (помочь); прилагательными, обозначающими величину,
умение использовать данные слова в речи.
цвет, вкус предметов; наречиями (сейчас, далеко). Педагог закрепляет у
детей названия предметов и действий с предметами, некоторых
особенностей предметов; названия некоторых трудовых действий и
собственных действий; имена близких людей, имена детей группы;
обозначения личностных качеств, особенностей внешности окружающих
ребёнка взрослых и сверстников.
2)
Звуковая культура речи:
упражнять детей в правильном произношении педагог формирует у детей умение говорить внятно, не торопясь, правильно
гласных и согласных звуков, звукоподражаний, произносить гласные и согласные звуки. В звукопроизношении для детей
отельных слов. Формировать правильное характерно физиологическое смягчение практически всех согласных
произношение звукоподражательных слов в звуков. В словопроизношении ребёнок пытается произнести все слова,
разном темпе, с разной силой голоса.
которые необходимы для выражения его мысли. Педагог поощряет детей
использовать разные по сложности слова, воспроизводить ритм слова,
формирует умение детей не пропускать слоги в словах, выражать свое
отношение к предмету разговора при помощи разнообразных вербальных и
невербальных средств. У детей проявляется эмоциональная непроизвольная
выразительность речи.
3)
Грамматический строй речи:
формировать у детей умение согласовывать педагог помогает детям овладеть умением правильно использовать
существительные и местоимения с глаголами, большинство
основных
грамматических
категорий:
окончаний
составлять фразы из 3-4 слов.
существительных; уменьшительно-ласкательных суффиксов; поощряет
словотворчество, формирует умение детей выражать свои мысли
посредством трех-, четырехсловных предложений.
8

4)
Связная речь:
продолжать развивать у детей умения • педагог формирует у детей умения рассказывать в 2-4 предложениях о
понимать речь педагога, отвечать на вопросы; нарисованном на картинке, об увиденном на прогулке, активно включаться
рассказывать
об
окружающем
в
2-4 в речевое взаимодействие, направленное на развитие умения понимать
предложениях.
обращенную речь с опорой и без опоры на наглядность; побуждает детей
проявлять интерес к общению со взрослыми и сверстниками, вступать в
контакт с окружающими, выражать свои мысли, чувства, впечатления,
используя речевые средства и элементарные этикетные формулы общения,
реагировать на обращение с использованием доступных речевых средств,
отвечать на вопросы педагога с использованием фразовой речи или формы
простого предложения, относить к себе речь педагога, обращенную к
группе детей, понимать её содержание;
• педагог развивает у детей умение использовать инициативную
разговорную речь как средство общения и познания окружающего мира,
употреблять в речи предложения разных типов, отражающие связи и
зависимости объектов.
5)
Интерес к художественной литературе:
• формировать у детей умение воспринимать Примерный перечень художественной литературы
небольшие по объему потешки, сказки и • Малые формы фольклора. «А баиньки-баиньки», «Бежала лесочком лиса с
рассказы с наглядным сопровождением (и без кузовочком...», «Большие ноги», «Водичка, водичка», «Вот и люди спят»,
него);
«Дождик, дождик, полно лить...», «Заяц Егорка...», «Идет коза рогатая»,
• побуждать договаривать и произносить «Из-за леса, из-за гор...», «Катя, Катя...», «Кисонька-мурысонька...», «Наша
четверостишия уже известных ребёнку стихов Маша маленька...», «Наши уточки с утра», «Огуречик, огуречик...», «Ой дуи песенок, воспроизводить игровые действия, ду, ду-ду, ду-ду! Сидит ворон на дубу», «Поехали, поехали», «Пошел котик
движения персонажей;
на Торжок...», «Тили-бом!...», «Уж ты, радуга-дуга», «Улитка, улитка...»,
• поощрять отклик на ритм и мелодичность «Чики, чики, кички...».
стихотворений, потешек; формировать умение • Русские народные сказки. «Заюшкина избушка» (обраб. О. Капицы), «Как
в процессе чтения произведения повторять коза избушку построила» (обраб. М.А. Булатова), «Кот, петух и лиса»
звуковые жесты;
(обраб. М. Боголюбской), «Лиса и заяц» (обраб. В. Даля), «Маша и
•
развивать
умение
произносить медведь» (обраб. М.А. Булатова), «Снегурушка и лиса» (обраб. А.Н.
звукоподражания, связанные с содержанием Толстого).
литературного материала (мяу-мяу, тик-так, • Фольклор народов мира. «В гостях у королевы», «Разговор», англ. нар.
баю-бай, ква-ква и тому подобное), •отвечать песенки (пер. и обраб. С. Маршака); «Ой ты заюшка-пострел...», пер. с
на вопросы по содержанию прочитанных молд. И. Токмаковой; «Снегирек», пер. с нем. В. Викторова, «Три веселых
произведений;
братца», пер. с нем. Л. Яхнина; «Ты, собачка, не лай...», пер. с молд. И.
9

Художественно-

•
побуждать
рассматривать
книги
и Токмаковой; «У солнышка в гостях», словацк. нар. сказка (пер. и обраб. С.
иллюстрации
вместе
с
педагогом
и Могилевской и Л. Зориной).
самостоятельно;
• Произведения поэтов и писателей России.
• развивать восприятие вопросительных и
 Поэзия. Аким Я.Л. «Мама»; Александрова З.Н. «Гули-гули»,
восклицательных интонаций художественного
«Арбуз»; Барто А., Барто П. «Девочка-рёвушка»; Берестов В.Д.
произведения.
«Веселое лето», «Мишка, мишка, лежебока», «Котенок»,
«Воробушки»; Введенский А.И. «Мышка»; Лагздынь Г.Р.
«Петушок»; Лермонтов М.Ю. «Спи, младенец...» (из стихотворения
«Казачья колыбельная»); Маршак С.Я. «Сказка о глупом мышонке»;
Мошковская Э.Э. «Приказ» (в сокр.), «Мчится поезд»; Пикулева
Н.В. «Лисий хвостик», «Надувала кошка шар...»; Плещеев А.Н.
«Травка зеленеет...»; Саконская Н.П. «Где мой пальчик?»; Сапгир
Г.В. «Кошка»; Хармс Д.И. «Кораблик»; Чуковский К.И. «Путаница».
 Проза. Бианки В.В. «Лис и мышонок»; Калинина Н.Д. «В лесу» (из
книги «Летом»), «Про жука», «Как Саша и Алеша пришли в детский
сад» (1-2 рассказа по выбору); Павлова Н.М. «Земляничка»;
Симбирская Ю.С. «По тропинке, по дорожке»; Сутеев В.Г. «Кто
сказал «мяу?», «Под грибом»; Тайц Я.М. «Кубик на кубик»,
«Впереди всех», «Волк» (рассказы по выбору); Толстой J1.H. «Три
медведя», «Косточка»; Ушинский К.Д. «Васька», «Петушок с
семьей», «Уточки» (рассказы по выбору); Чарушин Е.И. «В лесу» (13 рассказа по выбору), «Волчишко»; Чуковский К.И. «Мойдодыр».
• Произведения поэтов и писателей разных стран. Биссет Д. «Га-га-га!»,
пер. с англ. Н. Шерешевской; Дональдсон Д. «Мишка-почтальон», пер. М.
Бородицкой; Капутикян С.Б. «Все спят», «Маша обедает», пер. с арм. Т.
Спендиаровой; Остервальдер М. «Приключения маленького Бобо. Истории
в картинках для самых маленьких», пер. Т. Зборовская; Эрик К. «Очень
голодная гусеница».
Решение совокупных задач воспитания в рамках образовательной области «Речевое развитие» направлено на приобщение
детей к ценностям «Культура» и «Красота», что предполагает:
• владение формами речевого этикета, отражающими принятые в обществе правила и нормы культурного поведения;
• воспитание отношения к родному языку как ценности, умения чувствовать красоту языка, стремления говорить красиво (на
правильном, богатом, образном языке).
1)
приобщение к искусству:
10

эстетическое
развитие

• развивать у детей художественное восприятие
(смотреть, слушать и испытывать радость) в
процессе ознакомления с произведениями
музыкального, изобразительного искусства,
природой;
• интерес, внимание, любознательность,
стремление к эмоциональному отклику детей
на отдельные эстетические свойства и качества
предметов
и
явлений
окружающей
действительности;
• развивать отзывчивость на доступное
понимание произведений искусства, интерес к
музыке
(в
процессе
прослушивания
классической
и
народной
музыки),
изобразительному искусству (в процессе
рассматривания
и
восприятия
красоты
иллюстраций, рисунков, изделии декоративноприкладного искусства);
• познакомить детей с народными игрушками
(дымковской, богородской, матрешкой и
другими);
• поддерживать интерес к малым формам
фольклора (пестушки, заклички, прибаутки);
• поддерживать стремление детей выражать
свои чувства и впечатления на основе
эмоционально содержательного восприятия
доступных для понимания произведений
искусства или наблюдений за природными
явлениями;
2)
• воспитывать интерес к изобразительной
деятельности (рисованию, лепке) совместно со
взрослым и самостоятельно;
• развивать положительные эмоции на
предложение нарисовать, слепить;

Педагог развивает у детей художественное восприятие; воспитывает
эмоциональную отзывчивость на доступные пониманию детей
произведения изобразительного искусства. Знакомит с народными
игрушками: дымковской, богородской, матрешкой, ванькой-встанькой и
другими, соответствующими возрасту детей. Педагог обращает внимание
детей на характер игрушек (веселая, забавная и так далее), их форму,
цветовое оформление. Педагог воспитывает интерес к природе и
отражению представлений (впечатлений) в доступной изобразительной и
музыкальной деятельности.
Примерный перечень произведений изобразительного искусства.
Иллюстрации к книгам: В.Г. Сутеев «Кораблик», «Кто сказал мяу?»,
«Цыпленок и Утенок»; Ю.А. Васнецов к книге «Колобок», «Теремок».

изобразительная деятельность:
1) Рисование:
• педагог продолжает развивать у детей художественное восприятие;
способствует обогащению их сенсорного опыта путем выделения формы
предметов, обведения их по контуру поочередно то одной, то другой рукой;
побуждает, поощряет и подводит детей к изображению знакомых
11

• научить правильно держать карандаш, кисть;
• развивать сенсорные основы изобразительной
деятельности: восприятие предмета разной
формы, цвета (начиная с контрастных цветов);
• включать движение рук по предмету при
знакомстве с его формой; познакомить со
свойствами глины, пластилина, пластической
массы; развивать эмоциональный отклик детей
на отдельные эстетические свойства и качества
предметов
в
процессе
рассматривания
игрушек, природных объектов, предметов
быта, произведений искусства;

предметов, предоставляя им свободу выбора;
• педагог обращает внимание детей на то, что карандаш (кисть, фломастер)
оставляет след на бумаге, если провести по ней отточенным концом
карандаша (фломастером, ворсом кисти); учит следить за движением
карандаша по бумаге;
• педагог привлекает внимание детей к изображенным ими на бумаге
разнообразным линиям, конфигурациям; побуждает задумываться над тем,
что они нарисовали, на что это похоже; вызывать чувство радости от
штрихов и линий, которые дети нарисовали сами; педагог побуждает детей
к дополнению нарисованного изображения характерными деталями; к
осознанному повторению ранее получившихся штрихов, линий, пятен,
форм;
• педагог развивает у детей эстетическое восприятие окружающих
предметов; учит детей различать цвета карандашей, фломастеров,
правильно называть их; рисовать разные линии (длинные, короткие,
вертикальные, горизонтальные, наклонные), пересекать их, уподобляя
предметам: ленточкам, платочкам, дорожкам, ручейкам, сосулькам,
заборчику и другим; подводит детей к рисованию предметов округлой
формы;
• при рисовании педагог формирует у ребёнка правильную позу (сидеть
свободно, не наклоняться низко над листом бумаги), свободная рука
поддерживает лист бумаги, на котором рисует малыш; педагог учит
держать карандаш и кисть свободно: карандаш - тремя пальцами выше
отточенного конца, кисть - чуть выше железного наконечника; набирать
краску на кисть, макая её всем ворсом в баночку, снимать лишнюю краску,
прикасаясь ворсом к краю баночки.
2)
Лепка:
педагог поощряет у детей интерес к лепке; знакомит с пластическими
материалами: глиной, пластилином, пластической массой (отдавая
предпочтение глине); учит аккуратно пользоваться материалами; педагог
учит детей отламывать комочки глины от большого куска; лепить палочки
и колбаски, раскатывая комочек между ладонями прямыми движениями;
соединять концы палочки, плотно прижимая их друг к другу (колечко,
бараночка, колесо и так далее); педагог учит раскатывать комочек глины
круговыми движениями ладоней для изображения предметов круглой
12

3)
• знакомить детей с деталями (кубик,
кирпичик, трехгранная призма, пластина,
цилиндр),
с
вариантами
расположения
строительных форм на плоскости;
• развивать интерес к конструктивной
деятельности, поддерживать желание детей
строить самостоятельно;

4)
• воспитывать интерес к музыке, желание
слушать музыку, подпевать, выполнять
простейшие танцевальные движения;
• приобщать к восприятию музыки, соблюдая
первоначальные правила: не мешать соседу
вслушиваться в музыкальное произведение и
эмоционально на него реагировать;

формы (шарик, яблоко, ягода и другие), сплющивать комочек между
ладонями (лепешки, печенье, пряники); делать пальцами углубление в
середине сплющенного комочка (миска, блюдце). Педагог учит соединять
две вылепленные формы в один предмет: палочка и шарик (погремушка или
грибок), два шарика (неваляшка) и тому подобное. Педагог приучает детей
класть глину и вылепленные предметы на дощечку или специальную
заранее подготовленную клеенку.
конструктивная деятельность:
В процессе игры с настольным и напольным строительным материалом
педагог продолжает знакомить детей с деталями (кубик, кирпичик,
трехгранная призма, пластина, цилиндр), с вариантами расположения
строительных форм на плоскости. Педагог продолжает формировать
умение у детей сооружать элементарные постройки по образцу,
поддерживает желание строить что-то самостоятельно; способствует
пониманию пространственных соотношений. Педагог учит детей
пользоваться дополнительными сюжетными игрушками, соразмерными
масштабам построек (маленькие машинки для маленьких гаражей и тому
подобное). По окончании игры приучает убирать все на место. Знакомит
детей с простейшими пластмассовыми конструкторами. Учит совместно с
взрослым конструировать башенки, домики, машины. В летнее время
педагог развивает интерес у детей к строительным играм с использованием
природного материала (песок, вода, желуди, камешки и тому подобное).
музыкальная деятельность:
1)
Слушание:
педагог учит детей внимательно Примерный перечень музыкальных
слушать спокойные и бодрые песни, произведений.
музыкальные
пьесы
разного • Слушание. «Наша погремушка»,
характера, понимать, о чем (о ком) муз. И. Арсеева, сл. И. Черницкой;
поется, и эмоционально реагировать «Весною», «Осенью», муз. С.
на содержание; учит детей различать Майкапара; «Цветики», муз. В.
звуки по высоте (высокое и низкое Карасевой, сл. Н. Френкель; «Вот
звучание колокольчика, фортепьяно, как мы умеем», «Марш и бег», муз.
металлофона).
Е. Тиличеевой, сл. Н. Френкель;
«Кошечка» (к игре «Кошка и
котята»), муз. В. Витлина, сл. Н.
13

Найденовой; «Микита», белорус,
нар. мелодия, обраб. С. Полонского;
«Пляска с платочком», муз. Е.
Тиличеевой, сл. И. Грантовской;
«Полянка», рус. нар. мелодия, обраб.
Г. Фрида; «Утро», муз. Г. Гриневича,
сл. С. Прокофьевой.
•
Рассказы
с
музыкальными
иллюстрациями. «Птички», муз. Г.
Фрида; «Праздничная прогулка»,
муз. А. Александрова.
2)
Пение:
педагог вызывает активность детей
при подпевании и пении; развивает
умение подпевать фразы в песне
(совместно с педагогом); поощряет
сольное пение.

Примерный перечень музыкальных
произведений.
• Пение. «Баю» (колыбельная), муз.
М. Раухвергера; «Белые гуси», муз.
М. Красева, сл. М. Клоковой;
«Дождик», рус. нар. мелодия, обраб.
В. Фере; «Елочка», муз. Е.
Тиличеевой, сл. М. Булатова;
«Кошечка», муз. В. Витлина, сл. Н.
Найденовой; «Ладушки», рус. нар.
мелодия;
«Птичка»,
муз.
М.
Раухвергера,
сл.
А.
Барто;
«Собачка», муз. М. Раухвергера, сл.
Н. Комиссаровой; «Цыплята», муз.
А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной;
«Колокольчик», муз. И. Арсеева, сл.
И. Черницкой.
• Игры с пением. «Игра с мишкой»,
муз. Г. Финаровского; «Кто у нас
хороший?», рус. нар. песня.
4)
Музыкально-ритмические движения:
педагог
развивает
у
детей Примерный перечень музыкальных
эмоциональность
и
образность произведений.
14

5)

восприятия музыки через движения;
продолжает формировать у детей
способность
воспринимать
и
воспроизводить
движения,
показываемые взрослым (хлопать,
притопывать ногой, полуприседать,
совершать повороты кистей рук и
так далее); учит детей начинать
движение с началом музыки и
заканчивать с её окончанием;
передавать образы (птичка летает,
зайка прыгает, мишка косолапый
идет);
педагог
совершенствует
умение ходить и бегать (на носках,
тихо; высоко и низко поднимая
ноги; прямым галопом), выполнять
плясовые
движения
в
кругу,
врассыпную, менять движения с
изменением характера музыки или
содержания песни.
театрализованная деятельность:

15

•
Музыкально-ритмические
движения. «Дождик», муз. и сл. Е.
Макшанцевой;
«Воробушки»,
«Погремушка,
попляши»,
«Колокольчик», «Погуляем», муз. И.
Арсеева, сл. И. Черницкой; «Вот как
мы умеем», муз. Е. Тиличеевой, сл.
Н. Френкель.
• Музыкальные забавы. «Из-за леса,
из-за гор», Т. Казакова; «Котик и
козлик», муз. Ц. Кюи.
• Инсценирование песен. «Кошка и
котенок», муз. М. Красева, сл. О.
Высотской; «Неваляшки», муз. 3.
Левиной; Компанейца.

• пробуждать интерес к театрализованной игре Педагог пробуждает интерес детей к театрализованной игре, создает
путем первого опыта общения с персонажем условия для её проведения. Формирует умение следить за развитием
(кукла Катя показывает концерт), расширения действия в играх-драматизациях и кукольных спектаклях, созданных
контактов со взрослым (бабушка приглашает силами взрослых и старших детей. Педагог учит детей имитировать
на деревенский двор);
характерные действия персонажей (птички летают, козленок скачет),
• побуждать детей отзываться на игры- передавать эмоциональное состояние человека (мимикой, позой, жестом,
действия со звуками (живой и неживой движением). Знакомит детей с приемами вождения настольных кукол. Учит
природы), подражать движениям животных и сопровождать движения простой песенкой. Педагог поощряет у детей
птиц под музыку, под звучащее слово (в желание действовать с элементами костюмов (шапочки, воротнички и так
произведениях малых фольклорных форм);
далее) и атрибутами как внешними символами роли.
•
способствовать
проявлению
самостоятельности, активности в игре с
персонажами-игрушками;
• развивать умение следить за действиями
заводных
игрушек,
сказочных
героев,
адекватно реагировать на них;
• способствовать формированию навыка
перевоплощения в образы сказочных героев;
• создавать условия для систематического
восприятия театрализованных выступлений
педагогического театра (взрослых).
6) культурно-досуговая деятельность:
• создавать эмоционально-положительный Педагог создает эмоционально-положительный климат в группе и ДОО для
климат в группе и ДОО, обеспечение у детей обеспечения у детей чувства комфортности, уюта и защищенности;
чувства комфортности, уюта и защищенности; формирует у детей умение самостоятельной работы детей с
формировать умение самостоятельной работы художественными материалами. Привлекает детей к посильному участию в
детей с художественными материалами;
играх с пением, театрализованных представлениях (кукольный театр;
• привлекать детей к посильному участию в инсценирование русских народных сказок), забавах, развлечениях
играх,
театрализованных представлениях, (тематических, спортивных) и праздниках. Развивает умение следить за
забавах, развлечениях и праздниках;
действиями игрушек, сказочных героев, адекватно реагировать на них.
• развивать умение следить за действиями Формирует навык перевоплощения детей в образы сказочных героев.
игрушек,
сказочных
героев,
адекватно
реагировать на них;
• формировать навык перевоплощения детей в
образы сказочных героев.
16

Физическое
развитие

Решение совокупных задач воспитания в рамках образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»
направлено на приобщение детей к ценностям «Культура» и «Красота», что предполагает:
• воспитание эстетических чувств (удивления, радости, восхищения) к различным объектам и явлениям окружающего мира
(природного, бытового, социального), к произведениям разных видов, жанров и стилей искусства (в соответствии с
возрастными особенностями);
• приобщение к традициям и великому культурному наследию российского народа, шедеврам мировой художественной
культуры;
• становление эстетического, эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру для гармонизации внешнего и
внутреннего мира ребёнка;
• создание условий для раскрытия детьми базовых ценностей и их проживания в разных видах художественно-творческой
деятельности;
• формирование целостной картины мира на основе интеграции интеллектуального и эмоционально-образного способов его
освоения детьми;
• создание условий для выявления, развития и реализации творческого потенциала каждого ребёнка с учётом его
индивидуальности, поддержка его готовности к творческой самореализации и сотворчеству с другими людьми (детьми и
взрослыми).
• обогащать двигательный опыт детей, помогая Педагог
формирует
умение
выполнять
основные
движения,
осваивать упражнения основной гимнастики: общеразвивающие и музыкально-ритмические упражнения в различных
основные движения (бросание, катание, ловля, формах физкультурно- оздоровительной работы (утренняя гимнастика,
ползанье, лазанье, ходьба, бег, прыжки), физкультурные занятия, подвижные игры, индивидуальная работа по
общеразвивающие и музыкально-ритмические развитию движений и другое), развивает психофизические качества,
упражнения;
координацию, равновесие и ориентировку в пространстве. Педагог
•
развивать
психофизические
качества, побуждает детей совместно играть в подвижные игры, действовать
равновесие и ориентировку в пространстве;
согласованно, реагировать на сигнал. Оптимизирует двигательную
• поддерживать у детей желание играть в деятельность, предупреждая утомление, осуществляет помощь и страховку,
подвижные игры вместе с педагогом в поощряет стремление ребёнка соблюдать правила личной гигиены и
небольших подгруппах;
проявлять культурно-гигиенические навыки.
• формировать интерес и положительное 1) Основная гимнастика (основные движения, общеразвивающие и
отношение
к
выполнению
физических строевые упражнения).
упражнений,
совместным
двигательным • Основные движения:
действиям;
• бросание, катание, ловля: скатывание мяча по наклонной доске;
• укреплять здоровье детей средствами прокатывание мяча педагогу и друг другу двумя руками стоя и сидя
физического
воспитания,
формировать (расстояние 50-100 см), под дугу, в воротца; остановка катящегося мяча;
культурно-гигиенические навыки и навыки передача мячей друг другу стоя; бросание мяча от груди двумя руками,
самообслуживания, приобщая к здоровому снизу, из-за головы; бросание предмета в горизонтальную цель и вдаль с
17

образу жизни.

расстояния 100-125 см двумя и одной рукой; перебрасывание мяча через
сетку, натянутую на уровне роста ребёнка с расстояния 1-1,5 м; ловля мяча,
брошенного педагогом с расстояния до 1 м;
• ползание и лазанье: ползание на животе, на четвереньках до погремушки
(флажка) 3-4 м (взяв её, встать, выпрямиться), по доске, лежащей на полу,
по наклонной доске, приподнятой одним концом на 20-30 см; по
гимнастической скамейке; проползание под дугой (30-40 см); влезание на
лесенку-стремянку и спуск с нее произвольным способом;
• ходьба: ходьба стайкой за педагогом с перешагиванием через линии,
палки, кубы; на носках; с переходом на бег; на месте, приставным шагом
вперед, в сторону, назад; с предметами в руке (флажок, платочек, ленточка
и другие); врассыпную и в заданном направлении; между предметами; по
кругу по одному и парами, взявшись за руки;
• бег: бег стайкой за педагогом, в заданном направлении и в разных
направлениях; между линиями (расстояние между линиями 40-30 см); за
катящимся мячом; с переходом на ходьбу и обратно; непрерывный в
течение 20-30-40 секунд; медленный бег на расстояние 40-80 м;
• прыжки: прыжки на двух ногах на месте (10-15 раз); с продвижением
вперед, через 1-2 параллельные линии (расстояние 10-20 см); в длину с
места как можно дальше, через 2 параллельные линии (20-30 см); вверх,
касаясь предмета, находящегося выше поднятых рук ребёнка на 10-15 см;
• упражнения в равновесии: ходьба по дорожке (ширина 20 см, длина 2-3
м); по наклонной доске, приподнятой одним концом на 20 см; по
гимнастической скамейке; перешагивание линий и предметов (высота 10-15
см); ходьба по извилистой дорожке (2-3 м), между линиями; подъем без
помощи рук на скамейку, удерживая равновесие с положением рук в
стороны; кружение на месте.
В процессе обучения основным движениям педагог побуждает детей
действовать сообща, двигаться не наталкиваясь друг на друга,
придерживаться определенного направления движения, предлагает
разнообразные упражнения.
• Общеразвивающие упражнения:
• упражнения для кистей рук, развития и укрепления плечевого пояса:
поднимание рук вперед, вверх, разведение в стороны, отведение назад, за
спину, сгибание и разгибание, выполнение хлопков руками перед собой,
18

над головой; махи руками вверх-вниз, вперед-назад;
• упражнения для развития и укрепления мышц спины и гибкости
позвоночника: повороты вправо-влево, с передачей предмета сидящему
рядом ребёнку, наклоны вперед из исходного положения стоя и сидя;
одновременное сгибание и разгибание ног из исходного положения сидя и
лежа, поочередное поднимание рук и ног из исходного положения лежа на
спине;
• упражнения для развития и укрепления мышц брюшного пресса и
гибкости позвоночника: сгибание и разгибание ног, держась за опору,
приседание, потягивание с подниманием на носки и другое;
• музыкально-ритмические упражнения, разученные на музыкальном
занятии, включаются в содержание подвижных игр и игровых упражнений;
педагог показывает детям и выполняет вместе с ними: хлопки в ладоши под
музыку, хлопки с одновременным притопыванием, приседание «пружинка»,
приставные шаги вперед-назад, кружение на носочках, имитационные
упражнения.
Педагог предлагает образец для подражания и выполняет вместе с детьми
упражнения с предметами: погремушками, платочками, малыми обручами,
кубиками, флажками и другое, в том числе, сидя на стуле или на скамейке.
2)
Подвижные игры: педагог развивает и поддерживает у детей
желание играть в подвижные игры с простым содержанием, с текстом, с
включением музыкально-ритмических упражнений. Создает условия для
развития выразительности движений в имитационных упражнениях и
сюжетных играх, помогает самостоятельно передавать простейшие
действия некоторых персонажей (попрыгать, как зайчики, помахать
крылышками, как птичка, походить как лошадка, поклевать зернышки, как
цыплята, и тому подобное).
3)
Формирование основ здорового образа жизни: педагог формирует у
детей полезные привычки и элементарные культурно-гигиенические
навыки при приеме пищи, уходе за собой (самостоятельно и правильно
мыть руки перед едой, после прогулки и посещения туалета, чистить зубы,
пользоваться предметами личной гигиены); поощряет умения замечать
нарушения правил гигиены, оценивать свой внешний вид, приводить в
порядок одежду; способствует формированию положительного отношения
к закаливающим и гигиеническим процедурам, выполнению физических
19

упражнений.
Решение совокупных задач воспитания в рамках образовательной области «Физическое развитие» направлено на приобщение
детей к ценностям «Жизнь», «Здоровье», что предполагает:
• воспитание осознанного отношения к жизни как основоположной ценности и здоровью как совокупности физического,
духовного и социального благополучия человека;
• формирование у ребёнка возрастосообразных представлений и знаний в области физической культуры, здоровья и
безопасного образа жизни;
становление эмоционально-ценностного отношения к здоровому образу жизни, физическим упражнениям, подвижным
играм, закаливанию организма, гигиеническим нормам и правилам;
• воспитание активности, самостоятельности, самоуважения, коммуникабельности, уверенности и других личностных
качеств;
• приобщение детей к ценностям, нормам и знаниям физической культуры в целях их физического развития и саморазвития;
• формирование у ребёнка основных гигиенических навыков, представлений о здоровом образе жизни.

20

Часть, формируемая участниками ОО
Парциальная программа «Цветные ладошки», Лыкова И.А.
Цель: Направленное и последовательное воспитание у детей эстетической культуры в целях формирования эстетического
отношения к окружающему миру и творческой самореализации.
Задачи:
• обогащение художественных впечатлений, развитие эстетических эмоций, создание игровых и дидактических ситуаций для
восприятия произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства (книжные иллюстрации, народные игрушки
и др.); поддержка интереса к освоению изобразительной деятельности;
• формирование интереса к изобразительной деятельности; становление и постепенное расширение художественного опыта в
процессе экспериментирования с различными материалами (глина, пластилин, тесто, краски, бум ага, ткань, фольга, снег,
песок), инструментами (карандаш, фломастер, маркер, кисть, мел, стека, штампик) и предметами, выступающими в качестве
инструментов для изобразительной деятельности (ватная палочка, зубная щетка, губка и пр.).
• обеспечение перехода каждого ребенка с доизобразительного этапа на изобразительный и создание условий для появления
осмысленного образа (с учетом индивидуального темпа развития); установление ассоциаций между реальными предметами,
явлениями, существами и их изображениями (мячик, дорожка, цветок, бабочка, дождик, солнышко), называние словом;
• создание условий для активного и самостоятельного освоения детьми базовых техник в разных видах изобразительной
деятельности (лепки, рисования, аппликации); содействие формированию обобщенных способов создания художественных
образов и простейших композиций;
• ознакомление с основными изобразительно-выразительными средствами (цвет, линия, пятно, форма, ритм), доступными
для практического освоения в совместной деятельности с педагогом и родителями;
• поддержка активности, самостоятельности и первых творческих проявлений детей с учетом индивидуальных и возрастных
особенностей.
Планируемые результаты: дети создают образы, используя различные изобразительные материалы и
техники;
– формируются изобразительные навыки и умения в соответствии с возрастом;
21

– развивается мелкая моторика пальцев рук, воображение, самостоятельность;
– проявляется творческая активность и развитие уверенности в себе.
Содержание работы:
Педагог знакомит детей с народной игрушкой (филимоновской, дымковской, богородской) для обогащения зрительных
впечатлений и развития эстетических эмоций (радость, удивление). На примере творчества известных мастеров детской книги
(Ю. Васнецова, А. Елисеева, В. Лебедева, Е.Рачева, П.Репкина и др.) знакомит с книжной иллюстрацией как видом
изобразительного искусства, доступным для восприятия детей раннего возраста.
Помогает детям научиться устанавливать связи (ассоциации) между предметами окружающего мира и их изображениями
(игрушки, еда, посуда, транспорт). В бытовых ситуациях использует простые, но при этом красивые, эстетично оформленные
предметы. Во время прогулок систематически проводит наблюдения за природными объектами (цветок, дерево, жук, бабочка,
птичка) и явлениями (дождь, снег, ветер, листопад) для обогащения и уточнения зрительных впечатлений. С помощью
художественного слова, музыки, движения помогает детям «открыть» красоту и выразительность образов природы («Ласковое
солнышко», «Листочки танцуют», «Быстрые дорожки», «Пушистые облака», «Тяжёлые тучи», «Весёлый дождик», «Грустные
сосульки»).
Педагог создает ситуации для формирования способов зрительного и тактильного обследования знакомых предметов. Учит
«входить в образ». Создает условия для освоения детьми обобщенных способов и приёмов изображения знакомых предметов
на основе доступных средств художественно-образной выразительности (цвет, пятно, линия, форма, ритм). Вызывает интерес к
сотворчеству с воспитателем и другими детьми при создании коллективных композиций («Грибная полянка», «Птички в
гнёздышке», «Праздничный букет», «Зелёный лужок», «Праздничная ёлочка» ит. д.). Интегрирует виды художественной
деятельности (рисование и аппликация, лепка и конструирование).
В лепке педагог показывает детям разнообразие пластических материалов (глина, пластилин, солёное тесто, влажный песок,
снег, бумажная масса для папье-маше), знакомит с их свойствами (пластичность, вязкость, величина, масса, объем, цельность
массы – в отличие от рассыпчатого песка или манки), расширяет возможности воздействия на материал с помощью рук и
различных приспособлений (формочки).
В образовательном процессе и в свободной художественной деятельности создает ситуации, в которых дети при поддержке
педагога: • опытным путем и в сотворчестве с педагогом осваивают различные способы преобразования пластического

22

материала (месят, разминают, сминают, похлопывают, отрывают, отщипывают кусочки и снова соединяют вместе,
сплющивают, делают углубления пальчиком, выдавливают силуэты с помощью формочек и др.);
• учатся наблюдать, узнавать и сравнивать формы предметов по аналогии с предметами-эталонами (как шарик, как мячик,
как колбаска, как карандашик, как морковка, как пирамидка, как колесико и др.); сравнивать объекты, похожие по форме и
величине (яблоко и апельсин, мяч и арбуз, бублик и колечко от пирамидки);• создают простейшие формы и устанавливают
сходство с предметами окружающего мира: цилиндры (столбики, валики, «колбаски») раскатывают прямыми движениями
ладоней и узнают в них карандашики, конфетки, палочки, кустики; шары (шарики) раскатывают круговыми движениями
ладоней и называют их мячиками, яблоками колобками, ягодками и пр.;
• приобретают опыт изменения формы и превращения ее в другую: шар расплющивают ладошками в диск и получают печенье,
колесико, тарелочку; цилиндр (столбик) замыкают в тор (кольцо) и получают бублики, баранки, колечки для пирамидки.
• создают фигурки, состоящие из двух–трех частей, для этого соединяют части и видят целое (грибок, неваляшка, птенчик,
погремушка, самолет).
Педагогам важно знать, что в лепке дети быстрее переходят с доизобразительного этапа на изобразительный – начинают
узнавать изображение, сопоставляют его с реальными предметами, даже находят и воплощают свои первые замыслы. Это
объясняется осязаемостью материала и объемностью форм – дети лепят фигурки, которые больше похожи на реальные
предметы, чем изображения в аппликации и рисовании.
В рисовании педагог содействует развитию зрительного восприятия, формирует четкие представления о предметах и явлениях
окружающего мира, создает условия для их активного познания, обогащения художественного опыта, на основе которого дети:
• замечают «след», оставленный на бумаге карандашом, фломастером, кистью с краской; постепенно – на основе устойчивых
ассоциаций – начинают понимать, что это образ (изображение) реального предмета;
• учатся держать карандаш, фломастер, мелок и оставлять свои «следы» на листе бумаги или другой поверхности (доска,
асфальт); осваивают способы создания линий (прямых, кривых, волнистых) и форм (замыкают линии);
• понимают назначение красок и кисти как взаимосвязанных предметов; знают их особенности и учатся пользоваться ими:
правильно держать кисть, смачивать ворс водой, набирать краску, вести по ворсу и проводить линии, промывать, просушивать,
ставить в стаканчик или на подставку; не оставлять кисть в воде; не пачкать краски;
• воспринимают лист бумаги как пространство, видят его границы и могут действовать в заданных пределах – не выходят
за край листа бумаги и за контур изображения в процессе раскрашивания;
23

• начинают передавать свои представления и впечатления об окружающем мире и своем эмоциональном состоянии
доступными средствами – графическими (линия, ритм, форма) и живописными (цвет, пятно); при этом сопровождают
движения карандаша или кисти игровыми действиями, ритмичными попевками и словами (например: «Дождик, чаще – капкап-кап!», «Бегут ножки по дорожке – топ-топ-топ!»);
• в самостоятельной художественной деятельности проявляют заметный интерес к рассматриванию иллюстраций, рисованию в
сотворчестве и раскрашиванию.
В аппликации педагог знакомит детей с бумагой как художественным материалом, создает условия для экспериментального
освоения ее свойств (легкая, тонкая, красивая, яркая, «послушная», бывает мягкая и жесткая, белая и цветная), способов
изменения в результате различных действий (сминается, складывается, разрывается, разрезается, приклеивается) и на этой
основе дети:
• создают выразительные образы (пушистые тучки, цыплята на лугу, цветы в букете, жучки на траве, кудрявая овечка) из
комков мятой и сжатой, кусочков и полосок рваной бумаги;
• раскладывают и приклеивают готовые формы (наклейки, фантики, силуэты из цветной и фактурной бумаги), создавая при
этом выразительные образы, коллективные коллажи и простые сюжетные композиции.

24

Список методической литературы
1. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Конспекты занятий с детьми 2-3 лет. – М.: МОЗАИКАСИНТЕЗ, 2021.
2. Помораева И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений в
ясельных группах детского сада: Конспекты занятий с детьми 2-3 лет. – 2-е изд., испр. и доп. - М.:
МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2021.
3. Колдина Д.Н. Лепка с детьми 2-3 лет. Сценарии занятий – 2-е изд., испр. и доп. - М.: МОЗАИКАСИНТЕЗ, 2016.
4. Федорова С.Ю. Планы физкультурных занятий с детьми 2-3 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020.
5. Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016.
6. Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности: Вторая группа раннего возраста. – М.: МОЗАИКАСИНТЕЗ, 2016.
7. Теплюк С.Н. Игры-занятия на прогулке с малышами: Для занятий с детьми 2-4 лет. – М.:
МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016.
8. Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома: 1-3 года. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016.
9. Харченко Т.Е. Утренняя гимнастика в детском саду: Комплексы упражнений для работы с детьми 23 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020.
10. Колдина Д.Н. Рисование в ясельных группах детского сада. Конспекты занятий с детьми 2-3 лет. –
М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2022.
11. Лыкова И.А. «ЦВЕТНЫЕ ЛАДОШКИ». Парциальная программа художественно-эстетического
развития детей 2–7 лет в изобразительной деятельности (формирование эстетического отношения к
миру). – М.: ИД «Цветной мир», 2019. – 136 с. 16-е издание, перераб. и доп.
12. Комплексные занятия по программе "От рождения до школы" под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.
Комаровой, М.А. Васильевой. Первая младшая группа. - М.: Учитель, 2014.
13. Абрамова Л.В., Слепцова И.Ф. Социально-коммуникативное развитие дошкольников. Вторая
группа раннего возраста. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017.
14. Степаненкова Э.Я. Сборник подвижных игр для детей раннего возраста: 2-3 года. – М.:
МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2022.
15. Планирование организованной образовательной деятельности воспитателя с детьми:
технологические карты на каждый день по программе «От рождения до школы» под редакцией
Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. Группа раннего возраста (от 2 до 3 лет). Сентябрьноябрь /авт.-сост. О.Н.Небыкова. – Волгоград: Учитель, 2017.
16. Планирование организованной образовательной деятельности воспитателя с детьми:
технологические карты на каждый день по программе «От рождения до школы» под редакцией
Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. Группа раннего возраста (от 2 до 3 лет). Декабрьфевраль /авт.-сост. О.Н.Небыкова. – Волгоград: Учитель, 2017.
17. Планирование организованной образовательной деятельности воспитателя с детьми:
технологические карты на каждый день по программе «От рождения до школы» под редакцией
Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. Группа раннего возраста (от 2 до 3 лет). Март-май
/авт.-сост. О.Н.Небыкова. – Волгоград: Учитель, 2017.
25

18. Образовательная деятельность на прогулках. Картотека прогулок на каждый день по программе
«От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. Группа
раннего возраста (от 2 до 3 лет) /авт.-сост. О.Н.Небыкова. – Волгоград: Учитель, 2018.
19. Свободные интернет-источники.

Нормативное сопровождение
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 29.12.2022) «Об образовании в Российской
Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 11.01.2023)
2. Федеральный закон от 24.09.2022 № 371-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “Об
образовании в Российской Федерации” и статью 1 Федерального закона “Об обязательных
требованиях в Российской Федерации”»
3. Федеральный закон от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “Об
образовании в Российской Федерации” по вопросам воспитания обучающихся»
4. Обновленный ФГОС ДО - Приказ Минпросвещения России от 08.11.2022 № 955 «О внесении
изменений…» (Зарегистрировано в Минюсте России 06.02.2023 № 72264)
5. Указ Президента РФ от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по
сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»
6. Приказ Минпросвещения России от 25.11.2022 № 1028 «Об утверждении федеральной
образовательной программы дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России
28.12.2022 № 71847)

26


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».