Профстандарт педагога

Профессиональный стандарт педагога-воспитателя дошкольного образования

29.05.2020

     Новый стандарт дошкольного образования предъявляет требования к содержанию образования, к его результатам, а также к условиям реализации образовательного процесса. В плане внедрения ФГОС ДО особое внимание уделено кадровому обеспечению и подготовке педагогов дошкольного образования. Основные требования к педагогам определены в тексте Профессионального стандарта педагога. Главной фигурой, способной осуществить поставленные образовательные и воспитательные задачи, становится педагог. И не просто педагог, а специалист, отличающийся высоким уровнем профессиональной компетентности.

  Основная функция современного детского сада любого вида – целенаправленная социализация личности ребенка, то есть введение его в мир природных и человеческих связей и отношений, передача ему лучших образцов, способов и норм поведения во всех сферах жизнедеятельности. От того, насколько грамотно будет выстроен образовательный процесс в дошкольном учреждении, зависит качественный уровень воспитания и развития ребенка-дошкольника.

Какая ответственность предусмотрена за неприменение профстандартов

  Если должность работника содержится и в квалификационном справочнике, и в профстандарте, то образовательная организация вправе продолжить применять квалификационный справочник (ч. 1 ст. 46 , ч. 1, 2 ст. 52 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ, вопрос № 5 Информации по вопросам применения профессиональных стандартов, направленной Письмом Минтруда РФ от 04.04.2016г. №14-0/10/13-2253

   В этом случае к ответственности организацию за неприменение профстандартов не привлекут.

   Отсутствие плана по организации применения профессиональных стандартов в государственной или муниципальной образовательной организации может быть признано нарушением трудового законодательства. Это связано с тем, что наличие такого плана предусмотрено постановлением Правительства РФ. За нарушение трудового законодательства статьей 5.27 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.

Как применять профессиональные стандарты

29.05.2020

     Профессиональный стандарт – характеристика квалификации, которая необходима работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности или выполнения трудовой функции (ч. 2 ст. 195.1 ТК РФ).

    Под применением профстандартов понимают использование их положений в организации деятельности образовательной организации, в том числе:

·         при приеме на работу для определения квалификации работника;

·         при аттестации для определения соответствия занимаемой должности;

·         при направлении работников на дополнительное профессиональное образование для определения вида обучения;

·         при разработке должностных инструкций для определения трудовых действий и требований к знаниям, умениям;

·         при разработке штатного расписания для определения наименования должностей.

Профстандарты нужны:

Во-первых, чтобы определить квалификацию работника и обязанности по соответствующей должности. При этом профессиональный стандарт – более подробный документ, чем квалификационный справочник.

Совет: Для руководителей организаций, их заместителей, руководителей структурных подразделений, педагогов школ и детских садов предусмотрены льготы и ограничения (ст. 331 , 351.1 ТК РФ, ст. 47 , 51 , 52 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ). 

Во-вторых, при разработке образовательных программ:

·         профессионального образования (ч. 7 ст. 11 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ);

·         профессионального обучения (ч. 8 ст. 73 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ);

·         дополнительного профессионального образования (ч. 9 ст. 76 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ).

Совет: Если направляете работника на переподготовку или повышение квалификации, проверьте, чтобы программы учитывали действующие профстандарты.

Обязательно ли применять профстандарты

Все работники образовательной организации должны соответствовать требованиям квалификационных справочников или профессиональных стандартов (ч. 1 ст. 46 , ч. 1, 2 ст. 52 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ).

Если квалификационный справочник и профессиональный стандарт по аналогичным должностям содержат различные требования к квалификации, то работодатель самостоятельно определяет какой нормативный правовой акт он будет использовать.

Внимание: обязательность применения требований профессиональных стандартов не зависит от формы собственности организации или статуса работодателя (вопрос № 7 Информации по вопросам применения профессиональных стандартов, направленной  письмом Письмо Минтруда России от 4 апреля 2016 г. № 14-0/10/13-2253 .                             

Несмотря на то что сейчас работодателю предоставляется выбор между квалификационным справочником и профессиональным стандартом, в перспективе квалификационные справочники будут отменены (вопрос № 4 информации Минтруда России по вопросам применения профстандартов, направленной письмом Письмо Минтруда России от 4 апреля 2016 г. № 14-0/10/13-2253 .

Для реализации идеи внедрения профстандарта в государственных и муниципальных учреждениях Правительство РФ установило сроки для их внедрения.

Локальные правовые акты ДОУ в сфере внедрения профстандарта

29.05.2020

положение о рабочей группе.pdf (скачать) (посмотреть)
Положение о введении профстандарта педагога в ДОУ.pdf (скачать) (посмотреть)
приказ о внедрении профстандарта.pdf (скачать) (посмотреть)
Доп. соглашения по профстандарту.pdf (скачать) (посмотреть)
положение о сисеме деятельности педагогов.pdf (скачать) (посмотреть)
Доп. соглашения по штатному расписанию (воспитатели).pdf (скачать) (посмотреть)
проект общей инструкции педагога.pdf (скачать) (посмотреть)

Выписки из протоколов

29.05.2020

выписки из протоколов.pdf (скачать) (посмотреть)

Дорожная карта внедрения профстандарта

29.05.2020

план по внедрению.pdf (скачать) (посмотреть)
дорожная карта.pdf (скачать) (посмотреть)

Нормативная база профстандарта педагога

29.05.2020

профессиональный стандарт педагога.pdf (скачать) (посмотреть)
Об утверждении профессионального стандарта.pdf (скачать) (посмотреть)
Об организации в Министерстве образования и науки.pdf (скачать) (посмотреть)
О внесении изменения в приказ Министерства труда и социальной защиты.pdf (скачать) (посмотреть)

Профессиональный стандарт воспитателя ДОУ

29.05.2020Хочу такой сайт

Стандарт - это перечень требований определяющих квалификацию работника, необходимых для определения качества выполнения возложенных на него обязанностей.

Профессиональный стандарт - характеристика квалификации, которая необходима работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности или выполнения трудовой функции (ч.2 ст.195.1 ТК РФ) Профстандарт объединил в себе требования к педагогам всех ступеней образования, которые сегодня представлены в федеральном государственном образовательном стандарте и в квалификационных характеристиках должностей работников образования, утвержденных приказом Министерства здравоохранения и социального развития РВ от 26 августа 2010г. №761н (зарегистрирован в Минюсте России 06 октября 2010г. №18638).


Профстандарты нужны для определения квалификации работника и обязанностей по соответствующей должности, а также он используется при разработке образовательных программ.


К педработникам ДОУ (воспитателям, педагогам, узким специалистам) в настоящее время применяется два вида стандартов:

1. ФГОС, утвержденный Минобрнауки РФ;

2. Профстандарт утвержденный Минтруда РФ.


Оба стандарта разработаны в 2013г, однако они относятся к разным сферам: ФГОС относится к образовательным учреждениям в целом, а профессиональный стандарт относится к кадровой политике, аттестационной работе, разработке инструкций по должностям и другим действиям, касающимся конкретных работников.


Цели профессионального стандарта:

1.Повысить мотивацию педагогических работников к труду и качеству образования;

2. Установление единых требований к содержанию и качеству профессиональной педагогической деятельности;

3. Разработка системы оценки уровня квалификации работника при приеме на работу, при аттестации, планировании работы и профессиональной деятельности.


Согласно стандарта "Педагог" (в том числе воспитатель и педагог в ДОУ) в функции педагога входят:

1. разработка и реализация программ учебных дисциплин в рамках основной общеобразовательной программы;

2. осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования;

3. участие в разработке и реализации программы развития образовательной организации в целях создания комфортной и безопасной образовательной среды;

4. планирование и проведение учебных занятий;

5. систематический анализ эффективности учебных занятий и подходов к обучению;

6. организация, осуществление контроля и оценки учебных достижений, текущих и итоговых результатов освоения основной общеобразовательной программы обучающимися;

7. формирование универсальных учебных действий;

8. формирование навыков, связанных с ИКТ;

9. формирование мотивации к обучению;

10. объективная оценка знаний обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей.


В профстандарте педагога изложены требования к педагогу дошкольного образования - воспитателю, отражающие специфику его работы на дошкольном уровне образования.

Портрет воспитателя.


Чтобы выполнять возложенные на специалиста задачи, согласно профстандарту воспитателя 2018, он должен обладать определенными навыками и знаниями, а наибольшую сложность вызывает воспитательная функция, которая требует о педагога умения управлять индивидуальной и групповой деятельностью детей, анализировать состояние детского коллектива, формировать психологически комфортную среду, защищать достоинство и интересы воспитанников, эффективно взаимодействовать с другими педагогами. Следовательно, для успешной реализации организаторской, воспитательной и образовательной функции воспитатель должен соблюдать нравственные, этические и правовые нормы, для чего ему необходимо знать: действующие законодательные формы в сфере защиты прав детей и работы с ними; основы детской психологии, закономерности развития детей, общие кризисные точки; базу психодидактики; принципы эффективного достижения целей в ходе реализации образовательной деятельности; апробированные педагогические технологии, методы и приемы.


Более подробно обзнакомиться с требованиями, предъявляемыми к воспитателю и педагогу ДОУ, а также с обязанностями,на них возложенными можно в представленном ниже файле "Профстандарт педагога.pdf".

Профстандарт педагога.pdf (скачать) (посмотреть)
Методы оценки требований профстандарта.pdf (скачать) (посмотреть)
Консультация для педагогов.pdf (скачать) (посмотреть)
Лист самооценки.pdf (скачать) (посмотреть)
Лист оценки профессиональной деятельности.pdf (скачать) (посмотреть)

Связь между требованиями к воспитателю ДОУ по ФГОС и профстандартом

29.05.2020

Образование всегда было областью, которую государство не упускало из внимания. Именно поэтому для того, чтобы воспитанием занимались профессионалы, была в свое время введена профессиональная стандартизация, касающаяся уровня квалификации педагога. Не являются исключением и ДОУ — дошкольные образовательные учреждения. К этой категории относятся ясли, детские сады и другие организации, занимающиеся образованием детей в возрасте до 7 лет, когда наступает время школ, гимназий и т. д.

К педработникам ДОУ (воспитателям, педагогам и т. д.) сейчас применяется 2 вида стандартов:

  • ФГОС, утвержденный Минобрнауки РФ;
  • профстандарт, утвержденный Минтруда РФ.

 Оба стандарта разработаны в 2013 году, однако относятся к разным сферам: ФГОС касается образовательных учреждений в целом, а профессиональный стандарт относится к кадровой политике, аттестационной работе, разработке инструкций по должности и другим действиям, касающимся конкретных работников. Кроме того, ФГОС уже действует, а профстандарт в отношении педработников вступает в силу лишь с 2017 года.

 Тем не менее и ФГОС, и профессиональный стандарт воспитателя ДОУ между собой тесно связаны. Дело в том, что с 2017 года, когда вступят в силу профстандарты для педагогических работников, ФГОС должны будут разрабатываться с учетом заложенных в профстандарте требований.

Документы, измененные в результате применения профстандарта

29.05.2020

Доп. соглашения по профстандарту.pdf (скачать) (посмотреть)
Доп. соглашения по штатному расписанию (воспитатели).pdf (скачать) (посмотреть)
ДИ воспитателя.pdf (скачать) (посмотреть)
Коллективный договор.pdf (скачать) (посмотреть)
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».